Материал

А. Киласов - КаякХудожественная резьба по кости – настоящее искусство, удовлетворяющее одновременно и эстетическую функцию, и бытовую. Еще в глубокой древности народы Севера и Сибири занимались изготовлением предметов различного предназначения из многочисленных видов кости: моржа, кита, мамонта, оленя, лося, крупного домашнего скота.

Но, если раньше резьба была всё же более направлена на украшение готовых предметов обихода, то теперь же резьба по кости вполне себе самостоятельное направление декоративного искусства. А вот материалы используются, в основном, те же. Популярность и распространенность тех или иных видов костей обусловлена местом зарождения такого занятия, как резьба.

Промерзлые земли Севера, условия обитания конкретных млекопитающих и повлияли на развитие данного вида искусства. Конечно, в широком смысле, использоваться может какая угодно кость. Но самые часто встречающиеся — это кости мамонта (бивни) или слона, моржа (скелет, пенис), кита (скелет, ус), рог парнокопытных (оленей, лосей).

В последние годы на добычу очень многих материалов, пригодных для использования в резьбе, наложен запрет. Легальными для обработки и продажи остаются именно вышеперечисленные кости. Например, из-за того, что мамонты вымерли много тысяч лет назад, работа с их бивнями с браконьерством никак не связана. К тому же это один из самых красивых и легких в обработке видов кости. Он очень пластичен, неприхотлив к внешним условиям, долгосрочен. Кости мамонта позволяют мастеру выполнять изделия любого размера, вида, сюжета, в любых техниках.

Ничуть не уступает по свойствам и моржовая кость. При этом чаще всего от данного животного берутся клык и пенис (да-да, это тоже кость). Кости эти, правда, тверже слоновьих, а значит, усилий от резчика требуют больших, но также изящны, а цветовая палитра их очень богата. Размеры кости моржа также позволяют применять все варианты техник, выполняя фигуры в любом стиле.

5
5
3
2

Продукты китобойного промысла находят очень широкое применение, в художественной резьбе в том числе. Китовые ус и скелетная кость позволяют выполнять невероятные по качеству и привлекательности изделия. Это довольно капризный материал, проявляющий характер еще на этапе добычи. За ним необходим должный уход, поскольку хрупкость и высокая подверженность разного рода деформациям, превращают работу с китовой костью настоящим испытанием на проверку профессионализма резчика. Но готовые изделия при должном уровне мастерства – это настоящие шедевры, прекрасные и изящные, что находит свое отражение и в стоимости.

6Проще всего, конечно, раздобыть рога копытных животных, которые к тому же по задумке природы сами отпадают в определенное время. Рог лося или оленя требует не менее кропотливой работы, однако это очень податливый материал, а потому работать с ним всё же проще и приятней.

Структура рога слоистая, цветовая палитра богата оттенками (причем снаружи и внутри цвета всегда неоднородны), само же сырье очень стойкое, трястись над ним не приходится. А еще рог позволяет использовать и свою собственную форму (как уже готовое изделие, требующее лишь корректировки декором), и служить основой для совершенно иного внешне предмета (тут эксплуатируются распрямленные пластины рога).

На самом деле, абсолютно неважно благородного ли происхождения материал, применяемый при резьбе. Главное, что в руках опытного мастера любая кость превращается в настоящие шедевры, изящные и прекрасные.